Функциональная грамотность обучающихся
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения
с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы
функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению,
говорению и слушанию.
Составляющие
функциональной грамотности:
1. Читательская
грамотность – способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них
и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная
грамотность - способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями:
научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного
исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность -
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать
математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность –
знание и понимание финансовых терминов, понятий, финансовых рисков,
обладание навыками, мотивацией и уверенностью, которые необходимы для принятия
эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление -
умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования
идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался
раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
6. Глобальные компетенции –
способность критически рассматривать с различных точек зрения
проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как
культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на
восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и
эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения
к человеческому достоинству; эффективно действовать индивидуально или в группе
в различных ситуациях; проявлять заинтересованность и осведомленность о
глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому,
эмоциональное восприятие нового.
10.03.2025
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
«Формирование функциональной грамотности школьников»
2023-2024 учебный год
Цель | Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся. |
Задачи | 1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников. 2. Выявление затруднений и проблем, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования. 3. Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников. 4. Повышение квалификации педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Плане подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий . 5. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса. 6. Укрепление материально-технической базы школы и организации системы дополнительного образования. 7. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников. |
Перечень ожидаемых результатов | 1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы. 2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся. 3. Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся. 4. Повышение функциональной (читательской, математической, естественнонаучной) грамотности обучающихся. |
1. сентябрь – ноябрь 2023
№ п/п | Наименование мероприятия проекта | Срок реализации проекта | Результат реализации мероприятия | Исполнители мероприятия |
1 | Проведение Единого методического дня: 1. Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки ФГ: - Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденных совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения от 06.05.2019 №590/219; - подходов международного сравнительного исследования PISA к оценке функциональной грамотности: особенности заданий; - материалов федерального проекта «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» (далее – Проект); - материалов российского исследования PISA. 2. Разработка модели организации формирования функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей. | сентябрь 2023 г. | Разработка плана работы школы по формированию функциональной грамотности | Администрация школы |
2. | Методический семинар «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из основных задач современного школьного образования» | октябрь | ||
3. | Педагогический совет «Организационные и технологические условия формирования функциональной грамотности школьников» | ноябрь 2023 г. | Утверждение Плана формирования функциональной грамотности школьников | Зам. директора по УВР, |
4. | Разработка планов работы МО по формированию функциональной грамотности обучающихся, - разработка методических материалов по предметам, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, - организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках | октябрь -ноябрь | методические рекомендации по реализации плана | Администрация школы, педагоги |
2. Ноябрь 2023 - май 2024 года
Циклограмма реализации плана «Функциональная грамотность в содержании образования»
3Июнь-август 2024 года
16. | Обобщение и представление опыта работы педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся на заседаниях МО | Июнь | Рабочие материалы реализации плана по формированию функциональной грамотности | Администрация школы, руководители МО |
17. | Внесение корректировок в рабочие программы, анализ заданий школьных учебников по формированию функц. грамотности. | Июнь - август | Рабочие программы | Администрация школы, педагоги школы |