Функциональная грамотность обучающихся

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. 

     

Составляющие функциональной грамотности:

 

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых терминов, понятий, финансовых рисков, обладание навыками, мотивацией и уверенностью, которые необходимы для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

6. Глобальные компетенции – способность  критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству; эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях; проявлять заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

План по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2025-2026 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ №105 от 03.09.2025г. О назначении ответственного за организацию работы по повышению функциональной грамотности в 2025-2026 учебном году.pdf (скачать) (посмотреть)

10.03.2025

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

 

«Формирование функциональной грамотности школьников»

2023-202учебный год

 

Цель

Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся.

Задачи

1.             Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.

2.             Выявление  затруднений и проблем, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.

3.             Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников.

4.             Повышение квалификации педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в  Плане подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий .

5.             Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

6.             Укрепление материально-технической базы школы и организации системы дополнительного образования.

7.             Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

 

Перечень ожидаемых результатов

 

1.       Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.

2.       Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.

3.       Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.

4.       Повышение функциональной (читательской, математической, естественнонаучной) грамотности обучающихся.

 
   

1.  сентябрь – ноябрь 2023

№ п/п

Наименование мероприятия проекта

Срок реализации проекта

Результат реализации мероприятия

Исполнители

мероприятия

1

Проведение Единого методического дня:

1.      Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки ФГ: - Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденных совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения от 06.05.2019 №590/219; - подходов международного сравнительного исследования PISA к оценке функциональной грамотности: особенности заданий; - материалов федерального проекта «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» (далее – Проект); - материалов российского исследования PISA.

 

2.      Разработка модели организации формирования функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей.

 сентябрь 2023 г.

Разработка  плана работы школы по формированию функциональной грамотности

Администрация школы

2.

Методический семинар «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из основных задач современного школьного образования»

 октябрь

  

3.

Педагогический совет «Организационные и технологические условия формирования функциональной грамотности школьников»

 ноябрь 2023 г.

Утверждение Плана формирования функциональной грамотности школьников

Зам. директора по УВР, 

4.

  Разработка планов работы МО по формированию функциональной грамотности обучающихся,

 - разработка методических материалов по предметам, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся,

 -  организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках

 

октябрь -ноябрь

 методические рекомендации по реализации плана

Администрация школы, педагоги

 

2. Ноябрь 2023 - май 2024 года

Циклограмма реализации  плана «Функциональная грамотность в содержании образования»

2.1.  Разработка или адаптация фонда тренировочных материалов, текущих проверочных работ, включающих задания по формированию функциональной грамотности

5.

Разработка методических рекомендаций по организации урока (направленных на формирование функциональной грамотности)

 

ноябрь

Методические рекомендации

 Педагоги, зам.директора по УВР

6.

Включение в содержание уроков заданий из международных исследований «TIMSS», «PISA» и «PIRLS».

 

постоянно

Технологические карты уроков

Руководители МО, учителя-предметникиХочу такой сайт

 

7.

Создание банка заданий  для формирования функциональной грамотности обучающихся

декабрь -март

Банк заданий, проверочных работ для формирования функциональной грамотности

Руководители МО, учителя-предметники

 

2.2.  Обмен опытом педагогов в области развития и оценки функциональной грамотности

8.

Проведение открытых уроков, внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности у обучающихся

февраль – март

Освоение педагогами методик по формированию функц. грамотности в соответствии с целью и задачами плана

 

Администрация школы, педагоги

 

9.

Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности

Январь - апрель

Администрация школы,  педагоги

10.

Организация  курсовой подготовки педагогов  по изучению методологии и  критериев оценки качества образования на основе практики международных сопоставительных исследований на базе ТОИУУ

 

По плану 3

Зам.директора по УВР

11.

Методическая неделя «Учим вместе» - проведение  уроков, внеурочных занятий

февраль

Администрация школы, Педагоги школы

2.3. Обновление форм внеурочной деятельности

12.

Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов

Март - апрель

Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся

Зам. директора по УВР,  педагоги, руководители МО

2.4. Мониторинг достижений учащихся

13.

 

Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности

 

апрель

Аналитическая справка порезультатам уровня

сформированности

функциональной

грамотности

обучающихся  9-11

классов

Администрация школы,  педагоги

2.5. Информационно-просветительская работа с родителями

14.

Общешкольные родительские собрания «Метапредметные результаты ФГОС в контексте международного сопоставительного исследования PISA»

 март

Информирование участников образовательного процесса по вопросам реализации плана формирования функциональной грамотности школьников

Директор-школы, зам.директора по УВР,кл. руководители

15.

 Создание информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте школы

 

Директор школы

  

3Июнь-август 2024 года

16.

Обобщение  и представление опыта работы педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся на заседаниях  МО

Июнь

Рабочие    материалы реализации плана по формированию функциональной грамотности

Администрация школы,  руководители МО

17.

  Внесение корректировок  в рабочие программы, анализ заданий школьных учебников по формированию функц. грамотности.

Июнь - август

 Рабочие программы

Администрация школы, педагоги школы

 

10.03.2025

p61_img_20240201_140514.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

09.03.2025

p61_1681741748910.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

08.03.2025

p61_20230130_124737.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».