Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
начальная школа- детский сад № 12
Скутина
Алена
Алексеевна
Подписано цифровой
подписью: Скутина
Алена Алексеевна
Дата: 2024.10.09
13:28:50 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир детских фантазий»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Новикова Н.А.
воспитатель
Тавда
2024 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I. Наименование программы
II. Направленность
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Мир детских
фантазий»
Художественная
III. Сведения об авторе и составителе программы
1. ФИО
Новикова Наталья Анатольевна
2. Год рождения
1983
3. Образование
Высшее
4. Должность
Воспитатель
5. Квалификационная категория
1КК
6. Электронный адрес,
natalia_novikova_83@mail.ru
контактный телефон
8-34-360-5-43-01(рабочий)
IV. Сведения о программе
1.Нормативная база
-Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
-Федеральный закон РФ от 2407.1998 № 12-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»;
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до
2025 года(распоряжение Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р);
-Постановление
главного
государственного
санитарного врача
РФ
от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.64820«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
воспитания
и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы);
-Приказ Министерства образования и науки
российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
2
утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
-Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
-Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм
реализации
программ»;
-Письмо Минорнауки России от 29.03.2016 « ВК641/09
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально- психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
включая
детейинвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
-Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 «
623 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
- Устав МКОУ начальная школа –детский сад № 12
3
2. Объём и срок освоения
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся
5. Уровень программы
6. Тип программы
VI. Характеристика программы
1. Цель программы:
2. Учебные курсы/
дисциплины/разделы
(в соответствии с учебным
планом)
3. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности
5. Формы мониторинга
6. Дата утверждения (последней
корректировки)
72 часа, 2 года
Очная
5 - 7 лет
Стартовый
Модифицированная
Развитие художественно-творческих способностей у
детей дошкольного возраста в процессе освоения
нетрадиционных
техник
изобразительной
деятельности
Рисование; аппликация; лепка
Индивидуальные, коллективные и микрогрупповые
формы. Практическое занятие. Методы: словесные,
наглядные, практические, игровые, метод
экспериментирования
Выставка детских работ, творческая работа, анализ
работ, взаимоанализ работ, беседа, участие в
выставках и конкурсах художественного творчества
02.09.2024 г
4
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
1.4. Планируемые результаты
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
2.3. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
6
7
9
10
11
14
15
15
20
22
5
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
детских фантазий» (далее – Программа) художественной направленности.
Программа модифицированная, разработана на основе методических разработок
автора Г.Н. Давыдовой, позволяющих организовать занятия с детьми по художественной
деятельности на основе нетрадиционных техник рисования, лепки и аппликации в
детском саду.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов, интересов,
способностей и особенностей детей.
Актуальность программы. Программа обусловлена современными требованиями
в области дошкольного и дополнительного образования детей.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
- Федеральный закон РФ от 2407.1998 № 12-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление главного государственного санитарного врача
РФ
от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к
организации
воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы);
- Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
6
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»;
- Письмо Минорнауки России от 29.03.2016 « ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 « 623 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- Устав МКОУ начальная школа –детский сад № 12
Программа разработана с учётом интересов, потребностей детей и их родителей.
Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей
современного дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
и качества образования в целом.
Реализация программы «Мир детских фантазий» обусловлена современными
требованиями в области дополнительного образования детей и обеспечивает знакомство
ребенка с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в рисовании,
лепке, аппликации, а также с нетрадиционными материалами; развитие художественнотворческих способностей и расширение сферы художественной деятельности.
Основой программы является освоение детьми нетрадиционных техник
художественной деятельности. Нетрадиционные техники раскрывают детям возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, что удивляет своей непредсказуемостью. Помимо этого,
программой предусмотрено экспериментирование с текстурой красок, создавая рисунки
на мокром фоне, на бумаге посыпанной солью, покрытой свечой, на мятой бумаге и т.д.
Программа способствует снятию эмоционального напряжения и способствует развитию
нравственной сферы и познавательных процессов дошкольников.
Программа содержит разделы, практически не входящие в программы
дошкольного образования (бумагопластика, картины из природного материала,
пластилинография, и т д.) и даёт немалый толчок детскому воображению и
фантазированию.
Особенности организации образовательного процесса
Модель реализации программы традиционная, так как представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение 2-х лет обучения.
Уровень сложности программы «Стартовый», поскольку предполагает
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, но
оригинальную методику и формы организации материала.
Адресат программы
Программа адресована детям в возрасте 5-7 лет.
Программа разработана и реализуется с учётом возрастных, психологопедагогических особенностей детей данного возраста.
Дети старшего дошкольного возраста активны во всех продуктивных видах
7
художественно-эстетической деятельности. На данном возрастном этапе продолжает
совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;
происходит систематизация представлений детей. Образы из окружающей жизни и
литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности,
становятся более сложными. Работы приобретают более пропорциональный,
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Возраст характеризуется
расцветом
фантазии.
Соответственно
программой
предусмотрено
обучение
нетрадиционным техникам изобразительной деятельности, при этом большое внимание
уделяется созданию оригинальных образов.
Формирование учебных групп
Для реализации программы формируются две группы.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 15 человек.
Группы формируются без предварительного отбора из числа детей, желающих
посещать занятия или по желанию родителей, но с учётом мнения детей.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание
заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних обучающихся),
подписание согласия на обработку персональных данных.
Перед началом занятий с детьми в обязательном порядке проводится и
закрепляется инструктаж по технике безопасности.
Объём программы: 72 часов за 2 года для каждой группы.
Срок освоения программы: 2 года
Режим занятий
Количество часов в год – 36 часов.
Периодичность занятий в неделю: 1 раз.
Количество часов в неделю – 1 час.
Продолжительность занятий (одного академического часа) 30 минут.
Перечень форм обучения: индивидуальные, коллективные и микрогрупповые
формы.
Методы:
словесные,
наглядные,
практические,
игровые,
метод
экспериментирования.
Перечень видов занятий: практическое занятие, состоящее из теоретической и
преимущественно практической части.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: выставка детских
работ, творческая работа, анализ работ, взаимоанализ работ, беседа, участие в выставках
художественного творчества.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у детей
дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник изобразительной
деятельности.
Задачи
Обучающие:
1. Обучить детей приёмам нетрадиционных техник в рисовании, лепке, аппликации,
способам изображения с использованием различных нестандартных материалов.
8
2. Научить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы, произведениям классического искусства.
3. Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и
явлений окружающей действительности: обращать внимание на выразительные средства,
научить замечать сочетания цветов.
5. Научить детей навыкам совместной работы.
6. Сформировать умение оценивать созданные изображения.
7. Научить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать
в порядке рабочее место.
8. Обучить технике безопасности при работе с инструментами.
Воспитывающие:
1. Воспитание у детей интереса к изобразительной деятельности.
2. Воспитание культуры деятельности, формирование навыков сотрудничества и
сотворчества.
3. Воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности: способности
сопереживанию, ответственности, толерантности и др.
4. Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда.
Развивающие:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
2. Развитие памяти и умения концентрировать внимание.
4. Развитие мышления, аналитических способностей.
5. Развитие мускулатуры и мелкой моторику пальцев рук.
6. Развитие самостоятельности, творческих индивидуальных способностей.
к
9
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
на 1 год обучения
№
п/п
1.
Название раздела,
темы
Рисование
1.1.
Рисование с
использованием
свечки
Рисование в технике
пуантилизм
Рисование в технике
оттиска
Рисование по мятой
бумаге
Рисование в технике
кляксографии
Рисование в технике
монотипии
Аппликация
4
0,5
3,5
Выставка детских работ
4
0,5
3,5
Творческая работа
4
0,5
3,5
Выставка детских работ
3
0,25
2,75
Анализ работ
4
0,5
3,5
Выставка детских работ
4
0,5
3,5
Взаимоанализ работ
7
1,5
6,5
Участие в выставках и
конкурсах художественного
творчества
Аппликация Свойства
бумаги
Обрывная
аппликация
Объёмная аппликация
Лепка
1
0, 5
0,5
Беседа
3
0,5
2,5
Творческая работа
4
6
0,5
1,5
3,5
4,5
0.5
0.5
1.5
1.5
Выставка детских работ
Участие в выставках и
конкурсах художественного
творчества
Выставка детских работ
Выставка детских работ
0.5
1.5
Выставка детских работ
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
Количество часов
Всего Теория
Практика
23
2,75
20,25
Пластилинография
2
Пластилиновая
2
мозаика
Лепка из соленого
2
теста
Итого: 36 часов
Формы
аттестации/контроля
Участие в выставках и
конкурсах художественного
творчества
10
Учебно-тематический план
на 2 год обучения
№
п/п
1.
Название раздела,
темы
Рисование
1.1.
Рисование восковыми
мелками + акварель
Рисование в технике
набрызг
Рисование в технике
граттаж
Рисование вилкой
Рисование тычком
жесткой сухой
кисточкой
Аппликация
4
0,5
3,5
Формы
аттестации/контроля
Участие в выставках и
конкурсах
художественного
творчества
Выставка детских работ
6
0,5
5,5
Выставка детских работ
4
0,5
3,5
Анализ работ
4
6
0,5
0,5
3,5
5,5
Творческая работа
Выставка детских работ
7
1,75
5,25
Аппликация в технике
торцевание
2
0, 5
1,5
Участие в выставках и
конкурсах
художественного
творчества
Беседа
Аппликация из
природного материала
2.3.
Предметная
аппликация
2.4
Мозайка или
модульная аппликация
3.
Лепка
1
0,25
0,75
Творческая работа
2
0,5
1,5
Выставка детских работ
2
0,5
1,5
Выставка детских работ
6
1,5
4,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
Участие в выставках и
конкурсах
художественного
творчества
Выставка детских работ
Выставка детских работ
0,5
1,5
Выставка детских работ
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.
2.1.
2.2.
3.1
3.2
3.3
Квиллинг из жгутиков
Рельефная лепка или
барельеф
Лепка из глины
Количество часов
Всего Теория
Практика
23
2,5
20,5
2
Итого: 36 часов
11
Содержание учебно-тематического плана
1.
Рисование
1.1. Рисование с использованием свечки.
Теория: история возникновения нетрадиционной техники рисования свечей.
Техника безопасности работы с кисточкой и со свечой.
Практика: изготовление по образцу «Красота в завесе дождя (т.е. дождик с
радугой)» по образцу. Рисование по замыслу «Наш аквариум».
Формы контроля: выставка детских работ.
1.2.
Рисование в технике пуантилизм.
Теория: знакомство с новой техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить
смешивать краски и получать различные оттенки цвета.
Практика: изготовление по образцу «Божья коровка». Рисование по замыслу «Мой
любимый фрукт».
Формы контроля: творческая работа.
1.3.
Рисование в технике оттиска.
Теория: техника рисования с помощью отпечатка. Отпечаток получается всегда
разный.
Практика: рисование «Царского павлина» по образцу. Рисование по замыслу
«Букет осени».
Формы контроля: выставка детских работ.
1.4. Рисование по мятой бумаге.
Теория: знакомство детей с нетрадиционным способом рисования оттиск смятой
бумагой.
Практика: рисование «Мишки топтыжки».
Формы контроля: анализ работ.
1.5.
Рисование в технике кляксографии.
Теория: знакомство с техникой - кляксография с трубочкой. Особенности
клякографии.
Практика: рисование «Колючий кактус» в технике кляксографии по образцу.
Рисование «Необычные кляксы».
12
Формы контроля: выставка детских работ.
1.6.
Рисование в технике монотипии.
Теория:
рисование
двойным
изображениям
(зеркально-симметричным).
Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
Практика: создание по образцу «Волшебная бабочка». Рисование по замыслу
«Пейзаж».
Формы контроля: взаимоанализ работ.
1.7.
Рисование восковыми мелками + акварель.
Теория: материалы для рисования в этой техники. Почему акварель не закрашивает
мелки.
Практика: создание «Космос». Рисование по замыслу «Галактика».
Формы контроля: выставка детских работ.
1.8.
Рисование в технике набрызг.
Теория: особенности разбрызгивание краски крупными и мелкими каплями по
бумажной поверхности.
Практика: рисование по образцу «Красота природы». Рисование на тему «Зимнее
чудо». Рисование по замыслу «Новогодняя сказка».
Формы контроля: выставка детских работ.
1.9.
Рисование в технике граттаж.
Теория: путём процарапывания палочки или острым инструментом бумаги или
картона, залитых черной гуашью.
Практика: создание композиции на тему «Загадочная птица - Сова». Продолжить
предыдущую работу с добавлением аппликации «Загадочной птицы - Совы».
Формы контроля: анализ работ.
1.10. Рисование вилкой.
Теория: способы рисования вилкой. Техника безопасности при работе с вилками.
Практика: рисование по образцу «Чудесный ёжик» и риcование «Весёлые
страусы».
Формы контроля: творческая работа.
1.11. Рисование тычком жесткой сухой кисточкой.
Теория: история появление техники «сухая кисть». Особенности техники и ее
применение.
Практика: изготовление по образцу «Длинноухий зайка». Рисование «Герои
сказок».
Формы контроля: выставка детских работ.
Участие в выставках и конкурсах художественного творчества.
2. Аппликация
2.1. Аппликация. Свойства бумаги.
Теория: история аппликации. Виды аппликации. Материалы для аппликации.
История цветной бумаги и картона. Техника безопасности.
Практика: определение вида бумаги.
Формы контроля: беседа.
13
2.2. Обрывная аппликация.
Теория: способы разрывания бумаги. Особенности обрывной аппликации. Техника
безопасности при работе клеем.
Практика: изготовление аппликации по образцу «Деревья в нашем парке».
Создание композиции по замыслу «Цветы в вазе» и «Дикие животные».
Формы контроля: творческая работа.
2.3.
Объёмная аппликация.
Теория: отдельные элементы приклеиваются частично, а другие загибаются и
выступают над поверхностью основы. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: изготовление по образцу «Попугай Кеша», «Воздушный шар» и
«Заснеженное дерево». Создание композиции «Зимний город».
Формы контроля: выставка детских работ.
Участие в выставках и конкурсах художественного творчества.
3. Лепка
3.1. Пластилинография.
Теория: история появления пластилина. Виды лепки. Особенности пластилина.
Правила безопасности пластилина.
Практика: создание по образцу «Всемогущего дерева». Пластилинография по
замыслу «День Победы».
Формы контроля: выставка детских работ.
3.2. Рельефная лепка или барельеф.
Теория: объемное лепное изображение на плоскости. Особенности барельефной
лепки.
Практика: создание объёмной композиции барельефа «Морская черепаха».
Изготовление барельефа по замыслу «Подводный мир».
Формы контроля: творческая работа.
3.3. Пластилиновая мозайка.
Теория: свойства пластилина. Подбирать соответствующие цвета и аккуратно
заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы.
Практика: создание композиции на тему «Герои из мультиков».
Формы контроля: выставка детских работ.
3.4.
Квиллинг из жгутиков.
Теория: история возникновения. Описание техники квиллинга.
Практика: Изготовление композиции по замыслу «Постучала осень к нам».
Формы контроля: творческая работа.
Участие в выставках и конкурсах художественного творчества.
14
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
- знают названия нетрадиционных техник в рисовании, лепке, аппликации, могут
назвать приёмы, способы изображения с использованием различных нестандартных
материалов;
- умеют передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности и сочетания цветов;
- могут демонстрировать чувство формы, цвета, композиции, творческие
проявления, желание рисовать;
- умеют работать в паре, группе;
- могут прокомментировать свои действия во время выполнения работы, точно
называет материал, инструменты, технологические операции;
- умеют бережно и экономно использовать материалы и содержать в порядке
рабочее место;
- знают и соблюдают технику безопасности при работе с инструментами;
- могут (на уровне возрастных возможностей) оценивать свои работы и работы
других детей.
Метапредметные результаты
- проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;
- владеют средствами общения, навыками сотрудничества и сотворчества (адекватно
возрасту), активно взаимодействуют со взрослыми, сверстниками;
- способны размышлять, анализировать, делать выводы (на уровне возрастных
возможностей);
- умеют работать по правилам, по образцу;
- слушают взрослого и выполняют его инструкции;
- способны решать поставленные задачи (адекватные возрасту).
Личностные результаты
- проявляют интерес к изобразительной деятельности;
- умеют видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте
природы;
- способны к сопереживанию, ответственно относятся к поручениям, толерантны и др.
- владеют элементарными трудовыми навыками, демонстрируют культуру труда
(адекватно возрасту);
- могут концентрировать внимание;
- у детей развита мелкая моторика пальцев рук;
- работы детей отличаются креативностью, творческими проявлениями (стараются
выполнить работы не похожие на работы остальных детей).
15
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Условия реализации программы
Кадровые условия
Программа
реализуется
воспитателем,
имеющим
профессиональное
педагогическое образование в области, соответствующей профилю программы, опытом
практической деятельности и своевременно повышающим уровень профессионального
мастерства.
Организационно-педагогические условия
Для реализации программы предусмотрены:
- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете
для организации занятий: в том числе материалы для занятий по изобразительной
деятельности, создание презентаций и т.д.;
- взаимодействие и сотрудничество с родителями (законными представителями)
обучающихся;
- регулярная организация выставок детских работ в ДОУ;
- возможность участия детей в районных, региональных и областных конкурсах.
Материально-технические условия
Оборудование для организации
развивающей предметно-пространственной среды
Категория
Наименование
Кол-во
оборудования
Помещение
Кабинет изостудия
1
Предметы мебели
Детские стулья
5
Стулья для взрослых
1
Детские столы
2
Шкаф для хранения методических материалов и
1
документации
Стеллаж для пособий
1
Мольберт демонстрационный
1
Оборудование
Ноутбук
1
Иллюстрации, картинки, образцы
Материалы для занятий по изобразительной деятельности
Бумага
Альбом для рисования
15
Для акварели
10
Цветная для аппликации
15 наборов
Гофрированная
4
Газетная
5
Бархатная
5
Цветной картон
13 наборов
Меловая для аппликации
10 наборов
16
Кисти
Тычок
Тряпочки
Карандаши
Розетки
Клеенка
Клей
Материалы для
нетрадиционной
техники
Меловая для рисования
Толстые (24 размер)
Толстые (10 размер)
Среднего размера (4-5 размер)
Жесткая
Тонкие (2-3 размер)
Клеевая для аппликации (5-8 размера)
«Ляпушка»
Поролоновые печатки
Для рисования 15*15
Для аппликации 15*15
Простой карандаш
Цветные карандаши
Восковые мелки
Фломастеры
Непроливайка (для рисования)
Подставка для кистей
Палитра
Гуашь
Акварель
Пластилин
Стеки
Ножницы
Дырокол
Ластик
Точилка для карандашей
Для краски
Для клея
Для аппликации 15*20
Для лепки 15*20
Клей ПВА
Клей -карандаш
Пластмассовые крышки
Свечи
Ватные палочки
Полиэтилен (с пупырышками)
Трубочки для коктейля
Салфетки бумажные
Одноразовые вилки
Зубные щетки
Ватные диски
10 наборов
12
12
15
13
15
20
30
20
27
27
15
15 упаковок
15 упаковок
2
5
15
2
15
13
14
14
19
1
5
5
6
6
15
15
10
8
45
30
1 упаковка
1 м.
60
2 упаковки
20
35
1 упаковка
17
Фантики от конфет
Пипетка
Журналы
Палочки или старые стержни для
процарапывания
1 коробка
10
2
23
Методические материалы
Название раздела
Методическая литература, пособия, технологии
Техники
нетрадиционного
рисования
Р.Г.Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста
(нетрадиционные техники, сценарии, праздники) Творческий Центр
«Сфера» 2005.
Т.В.Калинина Первые успехи в рисовании (Цветы и травы) Спб.:
Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
Т.В.Калинина Первые успехи в рисовании (Большой лес) Спб.:
Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
Путешествие с красками (пособие) НПО «Школа» издательство
«Открытый мир», 1998.
А.А.Грибовская Коллективное творчество дошкольников
Творческий Центр «Сфера», 2004.
Г.Н.Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду
(1и2части).
В.А.Баймашова 33 занятия по рисованию в детском саду М.:
издательство «Скрипторий», 2003.
А.В.Белошистая, И.И.Дьяченко Я рисую мир. Деревья. М.:
Просвещение, 2011.
Аппликация
И.В.Новикова Работа с нетрадиционными материалами в детском
саду.
И.В.Новикова Объемная аппликация.
Н.Г.Пищикова Работа с бумагой в нетрадиционной технике М.:
Издательство «Скрипторий», 2006.
Объемный квиллинг ООО «АСТ – ПРЕСС КНИГА» 2013.
Г.Н. Давыдова Пластилинография для малышей М., 2008.
Г.Н.Давыдова Пластилинография. Анималистическая живопись М.,
2011.
Т.Н.Яковлева Пластилиновая живопись. Творческий центр
«Сфера» М., 2010.
Лепка
18
Методические условия
Программа создана на основе пособия Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники
рисования в детском саду». Системный подход в реализации нестандартных приёмов в
освоении нетрадиционных техник художественной и изобразительной деятельности
стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
их способностей, умений и навыков, даёт детям возможность удивиться и радоваться
новым открытиям. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несёт радость, дает
новый толчок к творчеству.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры
и упражнения с различными материалами.
Каждое занятие имеет определённую структуру, включающую теоретическую
часть (знакомство с техникой, приёмами, материалами) и преимущественно
практическую.
Основные виды деятельности художественно-эстетического обучения (разделы
программы):
- рисование;
- аппликация;
- лепка.
Методы обучения: практические – упражнения, эксперименты; доступность,
проблемность; словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное
слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение); наглядные (картины, схемы,
образцы, рисунки); метод наблюдения (рассматривание, показ образца, показ способов
выполнения и др.); показ способов действий (общий, частичный, поэтапный,
сопутствующий, обрисовывающий жестом), игровые (дидактические, развивающие,
подвижные) и анализ детских работ.
Нетрадиционные техники рисования,
представленные в пособиях Г.Н. Давыдовой
1. Печать листьев.
2. Рисование методом тычка.
3. Смешивание цветов.
4. Кляксография.
5. Раздувание краски
6. Монотипия.
7. Фотокопия – рисование свечой.
8. Проступающий рисунок.
9. Техника выполнения витражей – клеевые картинки.
10. Шаблонография
11. Ожившие предметы.
12. Набрызги.
13. Расчесывание поролоном.
14. Рисование поролоном.
15. Рисование штрихом.
19
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Граттаж.
Программа.
Упражнения.
Пальчиковые игры.
Методика.
Планирование.
Разделы
Рисование
Последовательность этапов обучения детей
нетрадиционной техники
1 этап
2 этап
3 этап
Репродуктивный Конструктивный Творческий - дети
ведется активная
ведется активная работа
самостоятельно
работа с детьми по
по совместной
используют нетрадицио
деятельности детей друг с нные техники для
обучению детей
нетрадиционным
другом, сотворчество
формирования
техникам рисования, по воспитателя и детей по
выразительного образа в
ознакомлению с
использованию
рисунках.
нетрадиционных техник, в
различными
Аппликация Знакомство с новой
техникой.
Применить в работе
нетрадиционную технику.
Самостоятельно
используют нетрадицион
ные техники для
формирования
выразительного образа в
аппликации
Лепка
Основной: освоение
доступных приемов
изображения; создание
условий для свободного
варьирования
накопленного опыта и
самостоятельного
применения в
аналогичных ситуациях.
Нацелен на обобщение
полученных знаний,
умений и навыков,
приводит их в единую
целостную систему.
Этот этап подразумевает
комбинирование
известных способов
деятельности с новыми,
поиск альтернативных
решений.
Подготовительный, на
котором создают
условия для
ознакомления с новой
нетрадиционной
техникой, простыми по
исполнению и
эффектными по
выразительности
приемами изображения
Реализация воспитательного потенциала занятий предполагает создание условий
для развития познавательной активности детей, их творческой самореализации. Учебные
занятия художественной направленности нацелены на раскрытие творческого потенциала
ребенка, получение опыта познания себя и преображения окружающего мира по законам
красоты, повышают общекультурный уровень детей.
20
2.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Мониторинг качества освоения программы осуществляется в едином для учреждения
формате, разработанном в учреждении.
С целью определения результативности программы осуществляется текущий и
итоговый контроль в форме наблюдения и педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика - итоговый контроль проводится в конце учебного года
(май), когда подводится итог освоения программы каждой группой с учётом достижения
планируемых результатов (Приложение 1).
Текущий контроль осуществляется при выполнении детьми различных видов
творческих заданий на каждом занятии в процессе освоения конкретной нетрадиционной
техники. После каждого занятия в специальной таблице текущего контроля (Приложение
2) педагог фиксирует, при помощи условных обозначений, уровень успешности
выполнения творческого задания каждым ребёнком.
Основными формами контроля в рамках реализации программы являются: выставка
детских работ, творческая работа, анализ работ, взаимоанализ работ, беседа, участие в
выставках и конкурсах художественного творчества.
Критерии оценки
Высокий уровень:
- ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические
и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности,
сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки;
- стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность
самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями
(создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов);
- яркая эмоциональная выразительность;
- проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно.
Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно;
- сюжет соответствует предварительному рассказу о нём;
- способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и
дорисовывать штрихи до образа.
Средний уровень:
- ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства
выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не
сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и
жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках;
- ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого;
- замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за
помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями;
- не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём;
- частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до
схематического образа.
21
Низкий уровень:
- ребенок не владеет основными средствами выразительности и практическими
умениями.
- изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному
раскрытию замысла;
- изображение лишено эмоциональной выразительности;
- замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между
собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет
инициативы и самостоятельности;
- существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём;
- рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования,
превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»).
22
2.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов
1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с
детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.:
Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
3. Давыдова Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные
техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 112 с.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – ООО издательство
«Скрипторий» 2003 г.
5. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия
«Вместе с детьми»).
6. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга
для воспитателей дет. Сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение:
Учеб. Лит., 1996. – 159 с.
7. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.
8. Утробина К.Г. Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми»
М, 2004г.
9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–
7 л.: Рисуем и познаем окр. мир. –М.:«Издательство Гном и Д», 2008.– 64 с.
10. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль,2006г.
11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
12. Комарова, Т.С. Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании
художественного творчества детей» / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – Москва:
педагогическое общество России, 2002. -240 с.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Карапуз –
Дидактика, 2006. – 108с.
14. Сакулина, Н.П. «Изобразительная деятельность в детском саду»/ Н.П. Сакулина,
Т.С. Комарова. – Москва: «Просвещение», 1982. - 176 с.
15. Сахарова О. М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. – СПб.: издательский
Дом «Литера», 2009. – 32 с.
16. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду М.: 2010
17 .Интернет-ресурсы https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html
Литература для родителей
1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: Акад. развития, 1998., -256с
2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие
для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с
3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества
детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
4. https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html
5. http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada/
23
Приложение 1
Карта для фиксации результатов освоения программы группой детей
№
Показатель
1
Знает названия нетрадиционных техник в
рисовании, лепке, аппликации, может
назвать приёмы, способы изображения с
использованием различных
нестандартных материалов
Передаёт в работах свои чувства с
помощью различных средств
выразительности и сочетания цветов
Демонстрирует выраженное чувство
формы, цвета, композиции, творческие
проявления, желание рисовать
Умеет работать в паре, группе
Может прокомментировать свои действия
во время выполнения работы, называет
материал, инструменты, технологические
операции
Бережно и экономно использует
материалы и содержать в порядке рабочее
место
Соблюдает технику безопасности при
работе с инструментами
Оценивает свои работы и работы других
детей (на уровне возрастных
возможностей)
Проявляет эмоциональную отзывчивость
на произведения искусства
Владеет средствами общения, навыками
сотрудничества и сотворчества (адекватно
возрасту), активно взаимодействует со
взрослыми, сверстниками
Умеет работать по правилам, по образцу
Слушает взрослого и выполняют его
инструкции
Проявляет интерес к изобразительной
деятельности
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Имя, фамилия ребёнка
24
14 Выполненные работы отличаются
креативностью, творческими
проявлениями (старается выполнить
работы не похожие на работы остальных
детей)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
«+»
показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от
особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения
ребенка, успешности или не успешности деятельности и т. д.
«○» показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель
периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия
контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
«-»
показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне
редко и его появление носит случайный характер.
25
Приложение 2
Карта текущего контроля достижения
планируемых результатов обучения по освоению нетрадиционных техник
художественной деятельности
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Показатель
Имя, фамилия ребёнка
Умение воспринимать и воспроизводить
предметы сложной формы
Умение передать сюжетную композицию
Умение передавать форму, строение
предметов
Использование красок теплых и холодных
тонов
Умение смешивать краски для получения
нового оттенка
Умение правильно пользоваться
инструментами
Умение изменять размах и направление
движений руки в процессе рисования
Освоение техник: тычка, пальцеграфия,
мятая бумага
Освоение техники монотипия
Освоение техники рисования «по сырому»
Освоение техники пластилинография
рельефная лепка
Освоение техники квиллинг
Освоение техники гроттаж
Освоение техники набрызга
Освоение техники объёмной аппликации
Освоение техники обрывной аппликации
Освоение техники рельефная лепка или
барельеф
Освоение техники пластилиновая мозайка
Критерии оценивания
Степень выраженности показателя отмечается в баллах:
Высокий уровень (2 балла); средний уровень (1 балл); низкий уровень (0 баллов).
Подсчитывается общее количество баллов по каждому показателю и определяется уровень
освоения программы.
Максимально каждый ребёнок может набрать 36 баллов.
1-10 баллов – низкий уровень освоения программы
11-29 баллов – средний уровень освоения программы
30-36 баллов – высокий уровень освоения программы
26
Аннотация
к Дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности
«Мир детских фантазий»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир детских
фантазий» (далее – Программа) художественной направленности.
Программа модифицированная, разработана на основе методических разработок
автора Г.Н. Давыдовой, позволяющих организовать занятия с детьми по художественной
деятельности на основе нетрадиционных техник рисования, лепки и аппликации в детском
саду.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у детей
дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник изобразительной
деятельности.
Основой программы является освоение детьми нетрадиционных
техник
художественной деятельности. Нетрадиционные техники раскрывают детям возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, что удивляет своей непредсказуемостью. Помимо этого,
программой предусмотрено экспериментирование с текстурой красок, создавая рисунки на
мокром фоне, на бумаге посыпанной солью, покрытой свечой, на мятой бумаге и т.д.
Программа способствует снятию эмоционального напряжения и способствует развитию
нравственной сферы и познавательных процессов дошкольников.
Для реализации программы формируются группы детей в возрасте от 5 до 7 лет. Число
детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 15 человек.
Группы формируются без предварительного отбора из числа детей, желающих
посещать занятия или по желанию родителей, но с учётом мнения детей.
Программа стартового уровня, который предполагает минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы, но оригинальную методику и формы
организации материала.
Программа рассчитана на 2 год обучения, 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 1 часу. Продолжительность занятий (одного академического часа) в соответствии с
требованиями СанПиН - 30 минут.