МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
- ДЕТСКИЙ САД № 12
Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД № 12
Дата: 2025.09.10 16:24:59
+05'00'
Утверждено:
Директором
МКОУ начальная школа – детский сад №12
Приказ № 97 от 29.08.2025
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
начальная школа – детский сад №12
обучающихся с задержкой психического развития по варианту 7.2
на 2025-2026 учебный год
Тавда, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план на 2025 – 2026 учебный год составлен в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования” ( с изменениями и дополнениями);
Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования" ( с
изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СП
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Уставом МКОУ начальная школа – детский сад № 12.
Учебный план МКОУ начальная школа – детский сад № 12 АООП НОО
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (далее ― учебный план), фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству
Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в
действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных действующим СП 2.4.3648-20.
В учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно- развивающая область. Содержание учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное
восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно- развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их
изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
МКОУ начальная школа – детский сад № 12 самостоятельна в
осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по
каждому предмету (предметно- практическая деятельность, экскурсии и т.
д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а
также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В первом и
втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную
часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся
может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность и
др.);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура
родного края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки
обучающихся в соответствии с санитарногигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивнооздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса . Выбор направлений внеурочной деятельности
определяется МКОУ начальная школа – детский сад № 12.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование
навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор
коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться
МКОУ начальная школа – детский сад № 12 самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно- развивающие занятия могут
проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных
на
внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на
проведение коррекционных занятий.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП НОО определяет МКОУ начальная школа – детский сад № 12.
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько
учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые
в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в
усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием
их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в
рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования).
Учебный план обеспечивает, а также возможность их изучения, и
устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам
(годам) обучения.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР
составляют 5 лет Продолжительность учебной недели в течение всех лет
обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях
сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит
в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и
втором годах обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8
недель. Для обучающихся на первом и втором годах обучения
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность
учебных
занятий составляет
40 минут.
При определении продолжительности
занятий на первом и втором
годах обучения используется «ступенчатый» режим обучения: в первом
полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе- мае - по 4 урока
по 40 минут каждый).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов
«Русский язык», «Литературное чтение» и «Родной язык и литературное
чтение» может корректироваться с учетом психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР.
Введен учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения
которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные
представления о роли и значимости иностранного языка в жизни
современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР
приобретут начальный опыт использования иностранного языка как
средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира
и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения
иностранным языком. Изучение учебного предмета
«Иностранный язык» начинается со 3-го класса. На его изучение
отводится 1 час в неделю.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными
коррекционно-развивающи
занятиями
(логопедическими
и
психо- коррекционными), направленными на
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по
ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии
моторной деятельности обучающихся, развитии
пространственных
представлений,
координации
движений и улучшения осанки
обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в
неделю на коррекционно- образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне начального общего образования).
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания
(четвертное
оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое
оценивание).
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет»
по итогам четверти.
Формами промежуточной аттестации является годовое оценивание
обучающихся по итогам учебного года по каждому учебному предмету.
Промежуточная аттестация во 2– 4 классах проводится на основе результатов
четвертных отметок, и представляет собой среднее арифметическое
четвертных отметок. Округление результата проводится в соответствии с
правилами математического округления.
Оценивание учащихся 1 класса в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Учебный план начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Учебный предмет/курс
Количество часов в неделю
1
2
3
4
5
5
5
5
4
4
4
4
0
0
1
1
4
4
4
4
2
2
2
2
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
2
2
2
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Итого
21
20
21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Чтение, работа с текстом
0
1
1
Итого
0
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21
21
22
Количество учебных недель
33
34
34
Всего часов в год
693
714
748
22
0
0
22
34
748
Внеурочная деятельность
Учебные курсы
Разговоры о важном
Орлята России
Коррекционно – развивающие
занятия
Логопедические занятия
Дефектологические занятия
ИТОГО недельная нагрузка
1
1
1
2
2
2
8
Количество часов в неделю
2
3
1
1
2
2
2
2
2
2
9
2
2
9
4
1
2
2
2
2
9